11.02.2017 // Как подготовиться к Великому посту, когда вокруг едва ли не безудержное веселье, килограммы блинов и праздничные гулянья?
Привычно думать, что Масленица – праздник шумный и веселый. Воображение услужливо подсовывает яркие картинки зимних дней, полных задора, поздравлений, развлечений и, конечно, вкусных горячих блинов. Для православных Масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Каждый год эти семь дней вызывают массу сомнений и вопросов. Что же такое Масленица – языческий обряд или православная традиция? Нужно ли в блинную неделю, что называется, «отрываться по полной» перед началом длительного и строгого воздержания? Или, напротив, пора настраиваться на молитвенный лад? Да и как подготовиться к Великому посту, когда вокруг едва ли не безудержное веселье, килограммы блинов и праздничные гулянья?
О том, как полезно провести Масленицу — или по-церковному Сырную седмицу — рассказывает священник храма Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Краснодаре иерей Виктор Писоцкий.
Блины со смыслом?
В языческой Руси Масленицу отмечали в дни весеннего равноденствия. Так наши предки провожали зиму и встречали
весну.
— Масленица церковная не имеет ничего общего с этим языческим обрядом, поэтому ее нельзя назвать ни языческой, ни даже полуязыческой, — говорит отец Виктор. – Общее у языческой и христианской Масленицы — обилие молочных продуктов на столах представителей обоих традиций. Но идейное наполнение этого общего начала абсолютно разное. У дохристианских язычников блины символизировали Солнце и представляли собой поминальное угощение в память усопших предков. Христиане в приготовление блинов не вкладывают какого-либо смысла. Единственное, что объединяет языческую и христианскую выпечку на Масленицу – это ингредиенты, которые разрешены церковным уставом для вкушения и, соответственно, из которых можно приготовить блины.
Если веселиться, то в меру
Как отпраздновать масленицу, не впадая в язычество? Это один из самых распространенных вопросов, которые задают прихожане храмов священникам. Отец Виктор считает, что, если христиане выделяют Сырную седмицу как праздник, желая поучаствовать в народных гуляньях, то они вполне могут позволить себе пойти в гости к родным и друзьям. Ничего плохого в этом нет.
— Но участвовать в сжигании чучела и подобных пережитках языческой Масленицы христианину, конечно, запрещено. Рассматривать участие в таких явлениях как дань прошлому — неправильно, ибо если мы относимся с честью к языческим представлениям, то косвенно погрешаем против христианских истин. А если не вкладываем в это действие некого сакрального смысла, то оно становится пустым и бессмысленным. И дело не в страхе перед самим обрядом, ибо «идол в мире ничто» (1 Кор. 8:4), но в бесполезности их, — утверждает батюшка.
Сходить в гости к друзьями, навестить близких, собраться за одним столом, чтобы полакомиться блинами — ничего плохого в масленичных гуляньях нет, если все делать в меру.
Великий пост не за горами
Еще один вопрос, на который часто приходится отвечать священникам, — как с христианской точки зрения правильно провести последнюю неделю перед Великим постом?
— Сырная седмица — последнее время подготовки к Великому посту. Время, когда человек должен внутренне собраться на подвиг уподобления Христу и особой жизни ради Него. Практическое предназначение этой недели заключается в том, чтобы христианин за эти семь дней окончательно истощил все свои скоромные запасы, а также накопил физических сил на продолжительное время строгого поста. Поэтому неделя является сплошной, то есть поститься в среду и пятницу во время нее не нужно, — поясняет отец Виктор.
Самое главное в эти семь дней — помнить, что Великий пост совсем близко, и нужно приложить все усилия, чтобы войти в него чистыми. Сытная и хмельная Масленица пусть останется частью народных гуляний, а радость для православных – это память о том, что скоро наступит Воскресение Христово. И радость эта должна быть тиха и вдумчива.
Спаси Христос, Яночка!
Статья понравилась.
С «началом»!